Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем как начать путь, он сказал им: «Прежде всего, мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт. Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности, будьте так же внимательны, как и я. Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной — это будет ваш выбор. В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к той цели, которую себе наметили. И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с вами эту гору». И они отправились в путь. Это было нелегко, было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго от вершины проводник покинул путников. И они дошли, и видели восход Солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад. Такова работа психолога с клиентами.
Зачем обращаться к психологу.
В нашей стране психологические услуги не являются востребованными. В вузах молодых психологов, желающих остаться в профессии, учат самих создавать спрос на психологические услуги. Учат быть креативными и создавать наибольшее разнообразие предлагаемых услуг. Как правило, психология объединяется с экспертизой, диагностикой, обучением продажам. Психология сейчас хорошо сочетается с косметологией, как психологическое сопровождение косметологических процедур и/или массажа. Есть ветка по экстренному консультированию, но здесь спрос стабилен и нет возможности его создавать и расширять.
Некоторые выпускники-психологи активно сочетают полученные знания с различными духовными практиками, религией, астрологией, магией и оккультизмом. Оформляя психотехнику как чудо, иногда добиваются моментальных результатов. Такие практики могут занять свою нишу на рынке околопсихологического консультирования. Клиенты у них будут своеобразные: они будут рассчитывать на чудо.
Я хочу поразмыслить, что могут дать психологи, которые решили для себя оставаться в рамках психологической науки. Для начала, психологу нужно найти именно «своего» клиента.
Кто такой клиент психолога?
Итак, зачем человек идет к психологу. Есть миф о том, что к психологу идет человек у которого, что-то не в порядке. Проблемы могут быть различны: лишний вес, алкоголизм, сложные отношения с детьми или с родителями, отсутствие карьерного роста, хронические заболевания, чувство неудовлетворенности собой или окружением. Вроде бы логичный миф. Есть проблема, человек пытается ее решить, идет к психологу, платит за консультацию. Чтобы успешно решать свои проблемы или принимать важные решения в кабинете психолога, нужно проделать внутреннюю тяжелую работу, которая не видна и как правило трудно осознаваема.
Когда человек принимает решение пойти к психологу он уже скорее всего пытался решить проблему сам и оказался не доволен результатом, человек уже советовался по этому поводу с друзьями, родителями и другими людьми. Возможно уже обращался к гадалкам или астрологам, но при этом чувствует, что чего-то осталось не решенным.
Клиент психолога испытывает страдание от существования проблемы и веру в то, что он сам может ее решить, просто не знает как. Также будущий клиент верит в то, что психолог это тот специалист, который ему поможет в решении текущей проблемы.
Также клиент готов действовать: выбрать себе психолога, позвонить, договориться о встрече и прийти на первую консультацию, заплатить и далее, что под силу только очень стабильным и целеустремленным людям, определить с помощью профессионала способ, срок, возможные последствия от долгожданных изменений.
На мой взгляд, все перечисленные черты не могут характеризовать, человека у которого есть проблема. Скорее это человек, подыскивающий способы решить свою проблему и наконец избавится от нее.
Человек находит своего психотерапевта, и затем медленно, без особой спешки, начинает менять свою жизнь под контролем специалиста неделю за неделей. Чтобы результат от психотерапии был устойчивым, нужно чтобы изменения взрослого человека были минимальными и постепенными.
Необходимо продолжать встречи у психолога, даже после того, как изменения наступили, для закрепления результата и возможно для постановки новых целей на будущее.
Хотя в современном мире, все зависит от клиента. Клиент управляет процессом, когда, как часто и сколько по времени, следует продолжать психологические консультации. Психолог лишь выполняет заказ клиента на совместную работу по изменениям и может рекомендовать над чем еще стоит поработать.
Бывает, что поход к психологу подается как манипуляция — это когда говорят, что все перепробовали, даже к психологу водили и ничего не помогает. Тем, кто так говорит психолог и не поможет.
Служба социально-педагогического и психологического сопровождения
Основные задачи СППС:
обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;
оказание психологической помощи обучающимся.
Принципы деятельности СППС:
законность;
уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
конфиденциальность;
научная обоснованность;
профессионализм.
СППС пределах своей компетенции выполняет следующие задачи:
содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
информирование администрации школы, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;
осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса.
Кто поможет ребенку в школе?
1. Педагог социальный – специалист, который защищает права и интересы детей и молодежи, помогает решать семейные проблемы, поддерживает тебя в трудных жизненных ситуациях. Подсказывает, как найти занятие по душе и проявить таланты, помогает в выборе профессии, трудоустройстве и оздоровлении. Советует как интересно проводить свободное время, заботиться о здоровье и безопасности обучающихся.
К социальному педагогу обращаются дети и подростки, родители и педагоги.
2. Педагог-психолог – специалист, который помогает решить сложные проблемы, возникающие у людей в отношениях, общении, в совместной деятельности, а также в восприятии и оценке себя.
К нему можно обратиться:
• если тебя не принимают сверстники, подшучивают, насмехаются;
• если тебя не понимают родители;
• если ты не знаешь, чем тебе интересно заниматься;
• если не хочется учиться и ходить в школу;
• если ты боишься учителей и всё забываешь;
• если совершил плохой поступок и боишься признаться;
• если сам себе не нравишься;
• если у тебя плохая память;
• если не знаешь, как понравиться сверстникам;
• если не можешь разрешить затянувшийся конфликт;
• если не можешь отказывать в просьбах, а на всё соглашаешься;
• если хочешь узнать больше про себя самого: о своём характере, темпераменте, уме, памяти, внимании, эмоциональных состояниях.